Cтолы, диваны и домашняя утварь тоже могут быть haute couture
Модельеры и дизайнеры объединяют усилия — теперь столы, диваны и домашняя утварь тоже могут быть haute couture. В этом году к модным домам, выпускающим мебель и другие предметы интерьера, присоединились два весомых игрока. В апреле во время миланского Salone Internazionale del Mobile публике была показана первая коллекция мебели, тканей, ковров и обоев от Hermes, а также юбилейная (к 100-летию дома) коллекция мебели Trussardi. Обе сделаны профессиональными промышленными дизайнерами. Hermes пригласил двух итальянских мастеров — Энцо Мари и Антонио Читтерио (автор отеля в «Барвихе Luxury Village» и нового петербургского W Hotel). Trussardi сделал ставку на Майкла Янга, опытного британского дизайнера из поколения 40-летних. Интересно, что Trussardi еще в конце 1960-х — начале 1970-х решил не ограничиваться выпуском одежды. Никола Труссарди, внук основателя компании, запустил сначала линию ручек и офисных аксессуаров, а затем сделал фирменный велосипед, переоформил интерьеры лайнеров Alitalia и салон Alfa Romeo.
Однако приглашение таких известных фигур для работы над коллекциями мебели и аксессуаров — случай особый: до сих пор этим обычно занимались собственные дизайн-бюро компаний, а главный дизайнер подписывал коллекцию своим именем. У Armani Casa это всегда был Джорджио Армани (даже когда к работе привлекали известную итальянку Паолу Навоне), в Versace Home — Донателла, в Bottega Veneta — Томас Майер. На деле домашней коллекцией своего бренда «от и до» занимается лишь Розита Миссони, остальные чаще ограничиваются тем, что высказывают общие пожелания и следят за соблюдением стиля и философии бренда. Так, Армани не скрывает своей любви к азиатской эстетике, поэтому в коллекции Armani Casa кровати часто похожи на татами, абажуры сделаны из рисовой бумаги, а палочки для еды встречаются не реже, чем вилки. В мебели Bottega Veneta четко видны прообразы, на которые опирались ее создатели, — складная и дорожная мебель XVIII-XIX веков. В мебельных коллекциях Ralph Lauren прослеживается влияние американского ар-деко 1930-х годов. Ряд компаний делает упор на ткани и фирменные принты. Например, Etro обивает кресла фирменными «огурцами». Versace переносит на подушки и покрывала знаменитый меандр. Missoni Home использует зигзаги, полоски и цветы, а в последней мебельной коллекции были диваны с цифровым пиксельным рисунком на обивке.
Часто мебель, произведенная под марками модных домов, не является продуктом дизайна в его высоком понимании — здесь не стремятся к инновационным решениям, не гонятся за современными технологиями или материалами. Во главу угла ставится соблюдение определенного и узнаваемого стиля. Исключение составляет, пожалуй, только Maison Martin Margiela: их мебель — это настоящие дизайнерские вещи. В 2011 году коллекцию пополнили «шатающиеся» столы и консоли, у которых одна пара ножек короче другой (столешница при этом закреплена совершенно горизонтально). Мебель Maison Martin Margiela выпускается уважаемой итальянской компанией Cerruti Baleri, одной из родоначальниц авангардного итальянского дизайна.